Не Tesla. Что это может быть?

Как часто вы слышите выражение «убийца Теслы»? А потом на самом деле получается по набору технологий и принципов практически та же Тесла?

В этой статье я пойду от обратного — возьму основные известные факты об компании Илона и попытаюсь их «переиграть», чтобы представить потенциального конкурента(анти-теслу)!

№1

Факт первый и самый известный — название фирмы определяет конструкцию. Электромотор у теслы на основе переменного тока.

Антагонист настоящего Теслы(который ученый, а не машина) был Эдисон — сторонник постоянного тока. Следовательно, выбор только один — электродвигатели постоянного тока.

Такие электромоторы делятся на две категории, и имеют ряд преимуществ.

Первые коллекторные электродвигатели, известные наличием щеток внутри, от которых вытекают многие их недостатки потом.

Вторые — вентильные электродвигатели не имеющие в конструкции щеток, который заменен на полупроводниковый коммутатор, управляемый датчиком положения ротора вносящий периодически хаос в управление двигателем при неисправности (как тут не вспомнить старый добрый ДВС с датчиком положения коленвала-распредвала, который так же при глюках приводил к сбоям в работе мотора?).

Общая характеристика для таких моторов в последнее время подбирается вплотную к моторам переменного тока поэтому описывать их особенности нет смысла. Отметить можно только то что многие из двигателей постоянного тока по-прежнему нуждаются в КПП или редукторе больше чем двигатели переменного тока.

№2

Общеизвестно, что практически все электромобили Теслы не имеют обычной коробки передач (за исключением первого родстера, но классическим вариантом КПП его не назовешь).

Противоположность этому подходу уже испытана. Это трансмиссия Rimac Concept_One.

Спорткар имеет четыре электродвигателя которые передают тягу на колеса в индивидуальном порядке. Причем спереди установлены односкоростные редукторы, а вот сзади стоят двухступенчатые «роботы» с двумя сцеплениями. Такая схема трансмиссии с индивидуальными кпп на каждой полуоси избавила инженеров от необходимости искать компромиссное решение, и выбирать между динамикой и максимальной скоростью(что приходилось делать на первом родстере Tesla).

№3

Факт номер три не так очевиден, но показателен. Все электромобили Теслы используют литий-ионную АКБ.

Можно найти массу аналогов основанных не на литии… однако лучший в плане антипода это батареи Эдисона!

Железо-никелевая батарея имеет ряд преимуществ перед литий-ионными.

  1. Сохраняет работоспособность даже при полном разряде, КЗ и периодических недозарядах.

  2. Срок службы за счет низкой растворимости реагентов в электролите может достигать 50 лет (некоторые железно-никелевые батареи Эдисона сохранили свою полную емкость до сих пор).

  3. Имеет малую токсичность материалов, простоту конструкции и как следствие возможность полной переработки.

  4. Побочным продуктом при заряде является водород (в отличие от свинцово-кислотных где проходит такой же процесс это не вредит батареям, а по словам исследовательская группа из Делфтского технологического университета в Нидерландах даже улучшает их)

  5. Хорошо переносят вибрацию, высокие температуры и другие стрессовые воздействия.

Недостатки так же имеются.

  • Долгий срок зарядки

  • Сильный саморазряд (20 % — 40% месяц)

  • Большие потери при заряде

Все это определило использование этих батарей лишь для промышленности и в качестве буферных мощностей находящихся на постоянном подзаряде. Преимущества в плане экологии и срока службы могут в дальнейшем расширить сферу их использования.

Забавный факт

Аккумулятор Эдисона производился с 1903 до 1972 компанией «Edison Battery Storage Company» в East Orange, штат Нью-Джерси. Они были достаточно прибыльными для компании. В 1972 компания была продана корпорации «Exide Battery», которая прекратила производство в 1975!

№4

Главная особенность Теслы о которой все знают — это расположение аккумуляторной батареи в полу автомобиля.

Какие этому могут быть альтернативы?

Один из вариантов засунуть аккумуляторную батарею на крышу! Правда не всю естественно.

Даже на электробусах вопреки расхожему мнению аккумуляторы на крыше находятся лишь частично.

Еще одной альтернативой можно считать размещение блока аккумуляторов посередине салона.

Британская фирма Page-Roberts заявляет что такое решение поможет на 30% повысить пробег на одной зарядке. Заманчиво?

«Конструкция в виде скейтборда стала основным решением для электромобилей. Но она вынуждает создавать более высокие транспортные средства, которые отличаются большими аэродинамическими потерями и потреблением энергии (особенно на скоростях, характерных для автомагистралей) и требует применения дополнительных компонентов, необходимых для защиты элементов питания от ударов, а также удлинения колесной базы в соответствии с размером батареи. А увеличенные габариты и вес резко снижают дальность хода», — объясняет генеральный директор компании Фредди Пейдж-Робертс.

№5

Экономическая модель продаж Теслы предполагает покупку целого автомобиля с Акб? В общем это стандарт для всех автопроизводителей… но не всегда.

Так Renault Zoe продается без аккумуляторов… их можно взять только в аренду. В Китае схема аренды батарей широко развита для дешевого сегмента электромобилей (согласно расчетам местных компаний иначе бы никто не стал покупать электромобили массово в городах).

Тесла так же предполагала внедрение системы замены аккумуляторов что само по себе вело к похожей схеме (зачем покупать целую теслу, если можно взять в аренду аккумулятор?). Но внедрение этих идей явно хромает.

Видно что экономически это явно не оправдано пока. Возможно при внедрении схем V2G позволяющих использовать энергию аккумуляторов для зарядки или питания городских сетей эта идея станет более актуальной.

Вопрос только в аккумуляторах, и описанные батареи Эдисона в пункте №3 лучше для этого подойдут?

№6

Сборка электромобилей проходит на больших фабриках (иногда в больших палатках)? В общем как у всех?

Тут не все так просто, а у электромобилей за счет простоты конструкции появляются другие варианты сборки.

Можно конечно взять в пример планы Arrival по автоматической сборке машин в одном помещении роботами за счет простоты конструкции электромобиля (то что не удалось воплотить в жизнь Илону).

Или поменять подход.

Например дав возможность покупателю собрать автомобиль из комплекта на СТО, использовав очки дополненной реальности от BMW.

Конечно это не предел данной идеи, так как VW уже предложил покупателям электрического хэтчбека e-Golf принять участие за деньги(215 евро) в окончательной сборке автомобиля.

Марафон невиданной щедрости стартует в 2021 году. Весь процесс займет не более 2,5 часа за которые клиенты смогут поучаствовать в установке радиаторов охлаждения, фонарей и приклеить значки e-Golf.

И конечно не стоит забывать о проектах различных наборов для сборки машин (кит-каров). В отличие от ДВС версий таких машин электромобиль проще адаптировать для такой сборки.

№7

Знаменитый «автопилот» Теслы обогнать еще никто не смог?

Определенно в этом сложно сделать ход наоборот. Если подойти с юмором, то можно порекомендовать садить за руль робота-аватара (где с другой стороны планеты по удаленной связи реальный человек будет выполнять функции автопилота)… или сделать как в патенте от Ford.

«Суррогатные сенсоры для транспортных средств» (Surrogate vehicle sensors) так называется патент от Ford.

Идея заключается в том, чтобы обеспечить автомобили с вышедшими из строя критически важными датчиками временными сенсорами-заменителями с аналогичной функциональностью. Если развить идею дальше, то вполне можно было бы вообще сделать датчики для автопилота доп. Оборудованием поставляемым в аренду. Это позволило бы использовать множество дорогих датчиков вместо компромиссных вариантов в случае покупки автомобиля с этой функцией.

Далеко не всем нужен автопилот постоянно, а тот что дает тесла часто называют даже просто продвинутым круиз-контролем.

№8

Дизайн Теслы всегда был лаконичным и в какой-то мере минималистичным. Можно вспомнить попытки Polestar сделать лучше… но это все равно сильно походе на Теслу?

Противоположный вариант дизайна должен быть более «живым»… возможно даже буквально.

Sion Solar EV
Sion Solar EV

Этот электромобиль выращивает в салоне Мох. Это растение выполняет не только эстетическую функцию, но даже по словам разработчиков чистит воздух!

Концепция «оживления» пространства салона так же неплохо обыгрывалась в концептах Frangivento Asfane Charlotte (аквариум в салоне) и GAC WitStar (аквариум в подлокотнике).

Можно еще вспомнить «Rinspeed Oasis с клумбой под капотом. Впрочем, пользы кроме визуального улучшения эти доработки не вносили, и не планировались как массовые, поэтому мох пока вне конкуренции.

№9

Одной из первых особенностей Теслы которую принялись копировать многие стал один большой экран. Можно ли считать развитием этой идеи множество экранов как в китайских концептах?

Возможно правильнее было бы избавится от экранов вовсе?

Например очки с дополненной реальностью могли бы составить конкуренцию этой идее?

Или голосовое управление и управление жестами?

В крайнем случае по примеру автомагнитол можно было бы заменить экран… на съемный планшет или смартфон.

№10

Платные подписки от Tesla…

Тут есть рискованный вариант из далекого 2012 года. Автомобиль Open Source.

Или еще как развитие идеи для автономного электротранспорта.

Идея свободного ПО для электромобилей периодически получает развитие от… Теслы.

Касается это правда пока только систем безопасности, и направленно исключительно на производителей-конкурентов для создания единого стандарта.

№11

Выдвижные ручки от теслы… как много подражателей в автопроме до сих пор копируют эту идею!

Что может быть удобнее??? Как говорит нам теория триз — лучший механизм тот которого нет, так что в рамках шутки предлагаю сделать их отрывными.

Как тут.

И наполнить их различным второстепенным функционалом. В этом случае боковые камеры которые призваны заменить боковые зеркала будут ненужны. Их заменят 4 — 5 отрывных ручек дверей, которые трудно будет украсть на стоянке (если их не будет снаружи).

P.S.- Предлагаю продолжить идеи Nо Tesla ниже в комментариях.

Источник 📢